В старшей группе детского сада я разговаривала по этому поводу с нашим воспитателем. Она сказала, что пока дети детсадовского возраста, то давать сдачи она строго запрещает. Ввела в группе правило: дети говорят ей, если кто-то дерется, а она находит способ наказания. Получается, типа ябедничество. Но она считает, что учить умалчивать и разбираться самостоятельно можно только в школьном возрасте, иначе они все передерутся под предлогом "сдачи". Не знаю, правильно ли, это была позиция педагога. Наверное, просто ей так было проще держать детей в руках.
Может есть какая то книга,от хорошего психолога,чтобы почитать,может какой-то опыт,чьи детки уже по-старше...
Могу рассказать недавнюю ситуацию. Я была в гостях у подруги, ее сыну 2.5, моему 1.2. И ее малыш очень ревностно отнесся к тому, что Гриша берет его игрушки, толкал его, как толко Гриша пытался что-то взять. Мама предложила сыну убрать те игрушки, которыми он не хочет делиться, в другую комнату, я попыталась отвлечь Гришу игрушкой, принесенной из дома, и села рядом с ним, чтобы предотвратить очередное нападение.
Но результат того стоит. Кстати, типичные драчуны быстро интерес теряют к тем, кто не ведется на провокации.
УЧИТЬ ЛИ «ДАВАТЬ СДАЧИ» ☝
Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!
Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет — дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик — воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.
На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?
Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?
Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.
Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?
✔ Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
✔ Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
✔ Хотят, чтобы мог наказать обидчика
Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.
Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку — противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.
Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.
Психолог Анна Быкова
Ольхен писал(a) 23.02.2015 в 17:59:
Надо учить избегать конфликта, да, это занимает гораздо больше времени, это сложно. Это как самому научиться не шлёпать ребенка.[/quote]
Это далеко не всегда возможно. Наблюдала ситуацию в садике как мальчик играл в машинку и к нему сбоку подошла девочка и начала лупить его книжкой по голове. Как, этот ничего неподозревающий мальчик, мог предотвратить конфликт?
[quote]Ольхен писал(a) 23.02.2015 в 17:59:
Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. [/quote]
А не возникнет путаницы почему в садике можно было пожаловать, а в школе надо самому решать свои проблемы?
[quote]Ольхен писал(a) 23.02.2015 в 17:59:
Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.
Надо учить избегать конфликта, да, это занимает гораздо больше времени, это сложно. Это как самому научиться не шлёпать ребенка.[/quote]
Это далеко не всегда возможно. Наблюдала ситуацию в садике как мальчик играл в машинку и к нему сбоку подошла девочка и начала лупить его книжкой по голове. Как, этот ничего неподозревающий мальчик, мог предотвратить конфликт?
[quote]Ольхен писал(a) 23.02.2015 в 17:59:
Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. [/quote]
А не возникнет путаницы почему в садике можно было пожаловать, а в школе надо самому решать свои проблемы?
[quote]Ольхен писал(a) 23.02.2015 в 17:59:
Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.
Как это интересно ребенок научиться избегать конфликтов и научиться их решать сам, если он постоянно будет прибегать к услугам "медиатора"?
У нас в группе есть три задиристых мальчика-знаю из рассказов сына и из его жалоб (вот уж не подумала бы раньше,что мой совсем не тихий ребенок,который не раз сам задирал др детей,будет рассказывать,что его кто-то ударил,толкнул итд).Как только разговоры подобные начались,стала говорить ребенку,чтоб не играл с ними,чтоб пытался объяснить,что так себя вести не надо,как-то словесно отреагировать на ситуацию желательно погромче,чтоб воспитатели услышали.
Воспитатели,по рассказам детей,и по собственным наблюдениям родителей,при конфликтах просто разводят детей в разные стороны-и все,никаких объяснений,никаких замечаний-все тихо закончилось,и ладно.Иной раз и виноватым-то невиновного выставляют-ситуации всей не видят,а разбираться некогда.
Я честно переубеждала нашего папу,учившего,что давать сдачу надо,что это не выход и что надо разговором в таком возрасте решать конфликты.Когда мой сын пришел домой с подбитым глазом,и мое терпение лопнуло.Знаю,что в садике у моего ребенка поведение идеальное и первый в драку он не полезет.Стала рассказывать,как надо сдачу давать-так ведь не дает,говорит,что плохо драться)я не знаю,только ли моему попадает,но при разговоре по поводу этих определенных ребят воспитатели говорят "Ну да,знаем,следим за ними"-получается,многим достается.Мне совсем не хочется,чтоб мой ребенок козлом отпущения становился-терпел нападки других при полном игноре ситуации со стороны воспитателей.Поэтому все настойчивее советую сыну научиться давать сдачу-чтоб не лезли лишний раз,по крайней мере.

 муж у меня до сих пор заикается иногда((( конечно это был не первый и не последний косяк той не адекватной,но она вот так решила проблему,я к тому,что,не все воспитатели хорошие к сожалениюУ нас сейчас на борьбе социализация полным ходом идет, 30 пацанов 5-6 лет в группе, очень все разные по характеру и темпераменту, из разных семей, некоторых папы с лицами уголовников приводят, чтобы учить всех бить. Есть пара мальчиков, у которых любимое развлечение - толкать изо всей силы в спину впереди бегущего на тренировке человека, да так, чтобы он в стену улетел. Тренер за 30 мальчиками не уследит, это нереально, он знает об особенностях этих детей и все время за ними следит, но это - секундное дело. Я видела, что в самом начале, как только пришли мы, Витю тоже толкали. Он запомнил этих детей, никогда не бежит перед ними, никогда не толкал их в ответ. Так вот, его уже месяца три не толкают - не интересно. А других толкают, кто орет и тренеру жалуется, кто в ответ толкается, начинается куча мала.
И вообще, правильна ли ситуация, быть постоянно в напряге и шарахаться от обидчиков? Оглядываться, а не подошел ли он? Подстраиваться, бросать интересную игру, если обидчик приблизился на опасное расстояние?
А еще, не знаю как в детском саду, но в школе обычно тех, кто не может за себя постоять, бьют и задирают еще больше
У нас просто в том году была ситуация, Арсению 2 года было, его все время толкала девочка во дворе. А играли все вместе на площадке, детей 5 -7 гуляло.. Ребенок такой несчастный в тот момент был, не понимал с чего это вдруг его стукнула она, был период он аж вздрагивал когда она в его сторону бежать начинала..
Это еще мамы на площадке, разруливали как могли.. А в садике нет родителей, очень волнуюсь о его душевном комфорте там..
И с моей точки зрения, отдавать на борьбу, чтобы "учился бить" - это неправильный посыл ребенку, и ни один хороший тренер не учит бить.
Про медиаторство были вопросы выше. Во-первых, не надо сравнивать ребенка в два-три года и семилетку. Это огромный пласт, в котором кроется опыт. К школе дети очень многие вещи понимают и усваивают из этого опыта. А в два-три года какой опыт? Они обобщать-то толком не умеют. Да, в два года точно лучше сказать взрослому, чем толкать друг друга до посинения, а к 7 обычно все уже умеют эти вопросы сами решать, многим годам к пяти медиатор уже не нужен.
Тем, кто хочет учить дошколят бить вопрос: хотели бы вы чтобы ваш ребенок ходил в группу с подготовленным таким образом дома ребенком/детьми и вы уверены что не найдется кто-то сильнее ? У нас как-то так сложилось, что все друзья чем-то да занимались:карате, тхэквондо,русская рукопашная борьба, один- местный чемпион по боям без правил, другой ВДВшник в Чечне служил. И что будет если гипотетически все они научат своих малолетних детей тому что умеют?
пожаловаться взрослому - не значит наябедничать. здесь детей учат именно так. чтобы ни случилось - расскажи взрослому. ну а в совсем раннем возрасте, когда ребенок пожаловаться не может, не может рассказать, тут мама должна быть рядом, чтобы защитить, объяснить, научить.
да, со временем дети учатся понимать, что делается случайно, что делается намеренно. дети учатся извиняться, дети учатся. признавать свои ошибки, избегать общения с теми, кто не не понимает по-хорошему.
я своих детей учу решать конфликты мирно. если обидчики не понимают - жаловаться. если и этого не понимают, а продолжают свое грязное дело - уже тогда в лоб (и не важно мальчик или девочка, бить моих детей нельзя никому). но до такого пока (ттт) не доходило.
В 1,5 года мой сын пошел в садик. Он был общительным, улыбчивым и очень добрым. Воспитатели, нянечки все его обожали. Он сам не дрался никогда. И в какой-то момент одна воспитательница мне сообщает: "Пришлось сегодня учить Игорешку давать сдачи. А то Сева его бьет постоянно, жалко ж мальчонку."
Я была против. Но сие слова услышал папа. Его все это задело. Сработало "папское Эго" - как так Мой сын и не может за себя постоять?!
До 3 лет примерно я сдерживала мужа как могла - статьи, разумные доводы и прочее. Ребенку все по 100500 раз объясняла-объясняла-объясняла... Меж тем - ребенок приходил с синяками и укусами (стандартно раз в 2 недели). Как только синяки участились и стали сопровождаться "закатываниями" я сдалась.
И вот тут я допустила свою фатальную ошибку.
Ребенок стал бить всех и вся - на любой запрет, если его случайно кто-то толкнул и т.д. А ведь папа-то учил все по правилам - объяснял, показывал, 300 раз проговаривали они в каких случаях надо дать сдачу, а в каких лучше отойти в сторону. Вроде все как надо делали.
Ан нет, механизм дал сбой.
Ударил девочку новенькую за то, что она села на его стульчик.
На вопрос - зачем ударил? Отвечает - я не ударял, я дал сдачи. Она села на мой стул.
И так во всем. Руку поднимает и на меня, и на воспитательницу, и на мальчишек в группе. Если с девочками маленькими сработало правило - девочек НЕЛЬЗЯ бить, вообще и никогда. То с мальчиками ооочень сложно. Он реально не разделяет где будет "дать сдачу" обидчику, а где он дерется просто так. Любую конфликтную ситуацию (дележ игрушек в садике и т.п.) решает кулаками.

И вот за какие-то 3 месяца наш папа со своим "дать сдачу" и "постоять за себя" свел в глубокий минус все то, что я вкладывала в ребенка 3 года.



Папа со своим ЭГО отправлен в дальний угол. Сказала, что до 6 лет никаких уроков самообороны. Пока ребенок не начнет четко понимать и осознавать зачем и почему он дает сдачи.
уф... простите за многобукв. Просто, девочки, очень хочется предостеречь тех, кто сейчас уже решил учить своих малышей давать сдачи. в Моем случае это очень сильно аукнулось нам. Все же 3 года - это еще не тот возраст.
У нас в 4 года в саду появился конкретный обидчик, который именно к Теме цеплялся. Для начала стоит родителям попробовать самим понаблюдать ситуацию, подробнее распросить ребенка, воспитателей. Ситуация была такова, что мальчик был недалекий, понимал только язык силы. Воспитатель сама с ним мучилась, мама мальчика была непригодна к диалогу. Мальчик крупный, но Тема выше. В общем, папа у нас тоже не выдержал и задвинул, наконец, все накопившееся про сдачу. Вон у Насти этот метод дал обратный эффект, у нас сработало, и я в целом считаю, что наш девчачий взгляд на жизнь тоже нужно иногда придерживать и давать слово папе, все-таки у мальчиков и девочек должны быть разные модели реагирования в случае конфликта. В общем, в нашем случае, обидчик будто только того и ждал. У них ровно неделю было выяснение отношений. Тот чего только не пробовал - и других подговаривал, и со спины стукал, но Тема получил временную индульгенцию на этого конкретного мальчика и давал отпор, оба с синяками были, но через неделю тому надоело и он отстал. В этом году поменялась воспитатель и мальчик вообще стал паинькой, практически дружат они теперь. В общем, везде надо действовать по ситуации. И заранее сложно спрогнозировать как какой ребенок отреагирует. Тема от той ситуации драчуном не стал. Но все же о "сдаче" стоит говорить в крайнем случае и чем позже, тем лучше.
Ну и я, например, за игры в драки. Они так и с папой дерутся, и с Денькой уже. Больно бывает папе(потому что его дети лупят со всей силы))))) и иногда если кто-то упадет неудачно. А себя закрывать, силу расчитывать это тоже учит. Но тут тоже надо смотреть на ребенка. У нас Тема был несколько зажатый, при этом не знал, куда свою энергию девать. На борьбу тоже ходим, но у них там пока ОФП больше. Мне кажется, такие вещи дают просто большую уверенность в своих силах, а это во всех сферах жизни нужно.
Может у меня девочки и может к ним особо никто не пристаёт и не нападает,но у меня пока(может потом когда) даже мысли не было учить давать сдачи..С малышкового возраста проговариваем,что можно обо всём договориться..Дипломатические навыки всегда пригодятся)Да,это непросто,но надо учиться..И если уж совсем никак до человека не доходит,то лучше отойти и не общаться..По мне,игнор драчуна уже достаточно суровое наказание..
Я может глубоко ошибаюсь,но агрессия порождает ещё большую агрессию..И реагировать кулаками-удел слабых.Да и ,действительно, ребёнку сложно понять,когда можно применить кулак,а когда этого делать не стоит..
Постоять за себя, за подружку, за более слабого мальчишка должен уметь.
Но,ИМХО, принципы самообороны стоит объяснять не раньше младших классов, тогда, когда ребенок уже сможет оценивать свои силы, силу своего удара и его последствия.
Обижают, стукают, толкают его на протяжении "садиковской жизни", а потом бац-в школе разрешено сдачи давать!
А если у ребенка уже страх за эти годы сформировался перед другими ребятами? Что тогда делать? К психологам водить чтоб самоуверенность ребенку прививать? Возможно, занятия борьбой и прочими силовыми тренировками тоже успеха не дадут- ведь у него уже в голове может быть страх!
Мне почему-то всегда казалось, что именно в более старшем возрасте проще объяснить, что драться не надо.
Выпустив два класса тоже не заметила конфликтов до кулаков и страхов..Как-то мирно всё было..
Самоуверенность не только кулаками прививается если что..
Может мы сами родители чрезмерно боимся порой за своего чада и свои страхи и неуверенность на детей навешиваем?Как-то позитивнее что ли на мир попробовать смотреть ..Может это наивно,но всё же я верю,что задир и забияк меньше,чем положительнонастроенных деток..И пока это работает)
Но тут еще от воспитателя зависит. Сейчас одна из наших на больничном месяц-заменяет ее другая девушка, специально просила ее посмотреть, потому что заведующей уже много родителей жаловалось на этого ребенка. Она сказала, что дети не слушаются, не воспринимают воспитателя, ведут себя как хотят, мягко намекнула что тут работы воспитателя не хватает.
Про страх я не на данный момент говорю-а про то, что ВОЗМОЖНО ребенок психологически будет бояться дать сдачи. Но сейчас это никак не угадаешь-тут только время покажет. Да и дети все разные.
Если ребенок "дает сдачи" на любую ситуацию, которая для него не комфортна, значит ему не правильно объяснили что такое давать сдачи.
Honey писал(a) 24.02.2015 в 12:32:
Если ребенок "дает сдачи" на любую ситуацию, которая для него не комфортна, значит ему не правильно объяснили что такое давать сдачи.
Если ребенок "дает сдачи" на любую ситуацию, которая для него не комфортна, значит ему не правильно объяснили что такое давать сдачи.
Если бы все было так просто, я бы не писала выше свой пост.
И все же между 2-3 годами и 5-6 разница весьма существенная. Дело не всегда в том КАК ты доносишь информацию до своего ребенка, а в том, СКОЛЬКО он может усвоить в ЭТОМ возрасте.
Пример: на улице дочь подошла к мальчику и как бы это выразиться.. пусть будет стукнула его по огромному, чуть ли не больше головы, помпону. Я тут же начала объяснять, что так нельзя, что лучше скажи мальчику "Привет!", не позволяя в это время ей проявлять нездоровый интерес к злополучному помпону. Мама/бабушка мальчика в это время выговаривала ему, чего это он сдачи не дал
 Мальчик, к слову, гораздо старше нас. Вот как так???Остается надеяться, что таких действительно немного.
А дальше поговоришь,объяснишь,если в этом необходимость будет...Сейчас она всё равно ничего не поймёт..Ну,будет доча ,как все драться,кому от этого легче??Сказать и научить отвечать кулаком легко,а воспримется это так как нужно или нет под большим вопросом..
Всегда при этом хочется задать следующий вопрос- а вот при появлении второго ребенка, как вы, те, кто учит давать сдачи, будете объяснять, что брату/сестру бить не надо, а нужно пытаться договориться, а мальчику/девочке с улицы можно ответить кулаком?