Лен, опишу, что нам психолог говорила на эту тему (из того, что ко всем детям применимо) тезисно:
1) до становления речи - это норма. Это не значит, что У ВСЕХ ТАК. Но если у вас это так - то это НОРМАЛЬНО. КАК ребенку решать конфликты иначе, если он не говорит? Отобрали игрушку/он хочет взять игрушку - разворачиваться и уходить "побежденным"?/стоять и мычанием требовать чтобы ему отдали? Смешно. Хотя первый вариант - вариант. Но он бы лично меня напряг больше, т.к. позиция "отобрали твое - ну и ладно" - мне лично не близка ибо тонка грань между "не конфликтовать по мелочам" и "учить быть лузером" и в 2 года ребенок эту грань точно не освоит)(хотя опять же от родителей зависит)
2) если речь есть, но ребенок продолжает, смотрим возраст. Нам говорили о 2-2,5 годах, когда психика ребенка неустойчива и даже зная "правила", он будет их нарушать, сначала несознательно (считай, срываться, т.к. не точно закреплен сценарий решения конфликта), а после этого возраста может и специально, проверяя границы.
3) пункт не твой, но все же. Психологический климат в семье. Это не значит "папа бьет маму", это значит, что если папа с мамой часто громко спорят (совсем не обязательно, что конфликтно, мы с бывшим мужем очень экспрессивно могли фильм обсуждать), бабушка с мамой выясняют отношения, мама громко и эмоционально рассказывает по телефону подруге о чем-то ее впечатлившем и т.п. - то агрессия ребенка - это логично. Опять же, не обязательно, но логична. Т.к. эмоциональный фон - высокий, а ребенок речью НАСТОЛЬКО хорошо еще не владеет...
4) ограничивать ребенка в контактах не нужно, нужно их, напротив, провоцировать и постоянно отрабатывать схему взаимодействия. Да, нужно быть рядом. Я не понимаю о чем девочки...понятно, что ребенка в состоянии "а баба Яга против" в люди играть с другими детьми вести - зачем? если я встала не с той ноги, то я или осознанно "ищу крови" или осознанно стараюсь сидеть смирно и не рыпаться, ребенок "не рыпаться" не может, осознание не то, поэтому кровь будет))))
но как правило вспышки агрессии - это реакция на что-то - отобрали/не дали. Вот эти вещи и контролировать. Отобрали - вперед ребенка говорить "обидчику", что .......
Не дали - просить до того, как ребенок начнет вырывать. Перехватывать руки, да. Уносить, если ребенок взял курс на "смещение обидчика". Обезличенно говорить "никому не нравится, когда его кусают/толкают"/"я бы не хотела, чтобы кто-то кого-то кусал/толкал"/ мне не нравится, когда мой сыночек обижает других и так далее.
у нас был в близком окружении кусающийся товарищ)))) Аня его любит-не-может до сих пор. Но был период у нее, когда "соскучилась, да. в гости? ааааа!!!! мне его не надо звать в гости, он кусается". Просло с речью (его) и возрастом. Сейчас мы с его мамой можем часами пить чай на кухне, не видя и не слыша детей. В 2 года - каждые 2 минуты Аня прибегала жаловаться (может и он бы прибегал, но не говорил еще распространенно) и мы просто контролировали, находились с ними, я проговаривала, что мне не нравится, когда мою дочку обижают, мама его проговаривала, что нельзя обижать.
да, я за подключение родителей обиженной стороны. грамотное и корректное (если с кем-то общаешься близко). Не очень понимаю, почему у большинства реакция "кааааак посмели моему ребенку сделать замечание (если он обидел). Я смею. И не только детям друзей. Вежливо, но конкретно. И считаю это правильным в возрасте, когда ребенок говорить еще не умеет, а слова взрослого (особенно чужого) для него - аргумент.