Умения
- Очень быстро ползает! Как в 7 месяцев начал, так и не остановить до сих пор!

Оттачивает мастерство! Ползает за мной хвостом по всей квартире! Но, в то же время, умеет играть один, сам себя занимает;
- Уверенно ходит вдоль опоры, а без одного дня 9 месяцев (
10.01.17) Роман у нас
ПОШЁЛ! Стоял у дивана, я включила камеру и наудачу поманила его к себе. Он и раньше делал по одному шажочку, но я не засчитывала! А тут целых 3!!!
- Научился включать и выключать свет, теперь подносим его к каждому выключателю (они у нас высоко), а он радостно жмет;
- Научился открывать закрытую дверь, тихонечко подковыривает пальцами, и в комнате, и даже в туалете! Теперь нигде не скрыться! «Комната одиночества» теперь уже не для уединений!

Приползает и скребется. Если не открываю, то скандал неизбежен. Приходится отворять воротá для любопытных глазок и лицезреть счастливую детскую улыбку, втихаря пробирающуюся к унитазному ёршику;
-Дотягивается до интересующих его предметов, снимает дождик с ёлки; когда игрушка падает или закатывается под стол/диван, упорно лезет за ней, чтобы достать! Если не получается, начинает хныкать, чтобы помогли;
- Научился самостоятельно включать/выключать музыкальные книжки, теперь ни одну песенку до конца мы не дослушиваем, а точнее слушаем только начало.

Потом еще раз, и еще…и еще. Пока мама, наконец, не отберет;

- Колотит игрушками. Это, видимо, новый этап в развитии навыка «играть». Стучим - чем попало, обо что попало! Строить пока не хочет, зато хлебом не корми – дай разрушить! С любопытством наблюдает, как мама/папа строит пирамидку из кубиков, и с восторженным возгласом ее рушит!

- Хлопает в ладоши, «ладушки»; перекладывает предметы из одной руки в другую (давно..);
- Общается с зеркалом, целует себя;

- Когда зовёшь его, приползает даже из другой комнаты; если говоришь с ним, внимательно слушает, все понимает, смотрит туда, куда ты его просишь, берет то, что просишь (если знает этот предмет);
- Вертит головой вправо-влево (как будто говорит "нет"), но мы пока не поняли, что это значит. Сначала я вообще думала, что у него уши закладывает (или болят), а сейчас склоняемся больше к дурачеству;
- Понимает фразы: стой, иди сюда, сиди, дай/на, включи/выключи свет, руки вверх, дай ручку, другую ручку, нельзя. Знает, где Киса, где ёлочка, где телевизор, папа, баба, мама. На вопрос «Где?», ищет вокруг, крутит головой. Тамика (кота) знает очень хорошо! «Где Киса?» - этот вопрос может отвлечь от любых слез! Сразу начинает головой вертеть и искать, обычно находит и улыбается, или сразу начинает движение в направлении к цели;

- Выговаривает слоги ма, ба, да, Ай-ай-ай, Ляляля. Вообще, ребёнок умнеет на глазах.
- Когда просит грудь, стягивает маме вниз майку. Это меня вообще не устраивает, будем отучать!
-
Горшок. Пока что к нашим умениям сей агрегат не относится. Думала начать приучать, но удержать на нем Рому почти невозможно. Начинает сразу кричать и плакать, как посадишь. Решила еще немного подождать, будем постепенно пробовать. Я пока не готова держать ребенка целый день без подгуза и постоянно подтирать за ним лужи. Да и холодно сейчас с голой попой щеголять, не май месяц!
