Оля, спасибо в очередной раз за рекомендации книг! Выписываю себе все в список, даже день вот пытаюсь перестроить таким образом, чтобы успевать все это прочесть вовремя!
Да, действительно, меня очень волнуют все эти вопросы. Самое важное - не потерять отношения с ребенком для меня, в этой гонке за оценками, возможно более сильной школой в угоду.. даже не знаю, чему.
Я сама сильную школу заканчивала - лингвистическую гимназию, сильный лицей потом (старшие классы -10-11 - направление было экономическое).
В начальной школе это была сплошная ломка и ужас. Огромная нагрузка, по 5-7 часов приходилось делать уроки. Да и самих уроков было по 5-6 в день, с 5 класса и по 7 бывало. Тестирование на нас этой дурацкой системы Занкова (брррр, ненавижу ее), несколько учебников в год надо было пройти, потому что учителям надо было перестроиться, по новым - получались прогалы в знаниях относительно советских учебников. Вот и шли сразу по нескольким учебникам. Оттуда я для себя вынесла, что так быть не должно. Не воспитывает это ничего. А отношения с родителями, которые стоят над тобой и орут, просто мерзкие. И это меня в эту гимназию отдали, не побоялись с 6 лет, - по всем психологическим тестам я была готова, с детства была усидчивой, много и рано начала читать.. То есть вроде бы и не на пустом месте отдали-то..
Педагог там в начальной школе была сильной с точки зрения знаний, но настолько авторитарной и выстраивающей иерархию плохих и хороших в классе, с наклеиванием ярлыков и невозможностью их снять.. Плюс, тогда, в начале 90-х, кто-то едва концы с концами сводил, а у кого-то пер бизнес. И вот это классовое расслоение тааак влияло на ее отношение к детям.. Ух.. Это к слову о том, как выставляются оценки тоже (безотносительно примера племянника).
Дальше - знания направились в нужную колею к средней школе, но ценой моего здоровья, я считаю - я просто загремела в больницу с острым гастритом тогда, очень долго восстанавливалась, имею его хроническим по сей день.
И отношений с одноклассниками теплых хороших не получилось. Потому что были же ярлыки. Мне достался - самой отсталой, маленькой, двоечницы. А это 8 лет школьной жизни, на секундочку. С отниманием рюкзаков и перепрятыванием, с мелкими неприятностями типа подножек прилюдно - когда и с успеваемостью все стало ого-го. Немного ситуация изменилась, когда в гору пошли дела материальные в нашей семье - и у меня начали появляться дорогие "игрушки", по отношению к которым одноклассники испытывали интерес. Но в любом случае, состав преподавателей в средней школе менялся к худшему, в 10-11 классах многие из школы уходили и начиналась вообще полная каша из смешанных классов, учителей по остаточному принципу. В итоге, после 9 класса я поступила в лицей, там уже с чистого листа училась строить отношения, развивать новые компетенции, назовем это так.
И, конечно, меня очень занимает вопрос, а ради чего все это было нужно. Да, была очень крутая учительница по английскому, которая к выпуску из 9 класса вложила в нас очень много, подготовила к первой ступени кэмбриджских экзаменов. Но точно ли цена этих знаний оправдана? Для своего ребенка я такого не хотела бы - это точно!
Видела, как полностью отсутствовала мотивация учиться у младшей сестры. Хотя вроде бы и учительница в младших классах была нормальной, не агрессивной. Но все равно, были любимчики и нелюбимчики. И, опять же, у нас так сложились обстоятельства, что заболела мама, сильно, надолго. Онкология. Я пошла в 7 класс, а сестра - во 2 на тот момент. Домашние задания я делала с сестрой, копируя родительскую модель. Какая там мотивация - если маму не видишь год. Да, можно сколь угодно говорить о том, что тут снова - обстоятельства. Но по факту-то получается, что практически у каждого ребенка можно найти эти самые "обстоятельства". У друга сейчас дочка учится в 3 классе и в своем аккаунте вконтакте пишет о том, как ее тошнит от одного лишь словосочетания "домашняя работа". Учится с 3 на 4, мотивация = 0. Тоже - списать на обстоятельства? - родители девочки в разводе.
Поэтому по мне - это не норма, когда у ребенка настолько нет интереса к учебе, к домашним заданиям. Возникает вопрос "почему". Даже если у многих именно так, тоже идет противодействие, я так не хочу в отношениях со своим ребенком. Карательным органом быть не хочу, водой, камень точит - тоже. Как там в 3 законе Ньютона.. Сила действия равна силе противодействия?
Правда, тут еще стоит оговориться, что у меня идеальный ребенок, который интересуется очень многим, очень развит, усидчив, с прекрасной речью и заковыристыми причинно-следственными связями. Да, порой, очень даже с "перчинкой", с характером. Но все же это не вариант "оторви и выбрось". Возможно, будь ребенок другим - и мысли мои были бы другими. Пока же я вижу, что нам удается честно о многом разговаривать, на совершенно взрослые темы, про ту же мотивацию, преодоление сложностей, всевозможные зачем и почему - и я очень боюсь разрушить эти доверие и тесную связь. Я сама учусь не фокусироваться на ошибках, не подмечать их - вместо этого отмечать успехи, правильности. Результат, который я вижу - просто потрясающий! Как у дочки горят глаза! И какая шикарная мотивация дальше развивать то, что одобрил взрослый, за что похвалил!
Про альтернативные варианты школ активно думаю уже, у нас 24 под боком, в шаговой доступности. Так и набираются жоховские классы там каждый год. Пока не лезла глубоко в детали, не узнавала, элементарно, сколько это стоит, каков ценник в том же УНИКе, где уже больше опыта накоплено по жоховской программе. Оля, если не секрет - сколько? Я спокойно отношусь к тому, что образование ребенка может быть платным. Собственно, иногда это вынужденная мера - как сейчас для нас частный сад - в первую очередь по состоянию здоровья Оли. Но и вполне допускаю, что за мотивацию тоже придется платить.