Я тут на днях обмолвилась,что общалась с многодетным отцом о детском воспитании)и обещалась рассказать о его опыте и взглядах. Надо было конечно сразу это сделать,пока все в голове было свежо,но уж больно пУтано как то было))Для многих нового наверное почти ничего не будет
В общем нашла я его в нашем детском саду. Лёня дружит с мальчиком Олегом из группы и после сада мы часто шли гулять на площадку возле их дома (в этом же доме свекры мои живут). Всегда я наблюдала за их семьей (да,я люблю понаблюдать)))) - простые, добрые, отзывчивые, душевные люди. Глядя на них все время вспоминался фильм "Однажды, 20 лет спустя" о счастливых родителях и их счастливых детях. Всегда как то "о погоде" у нас шли разговоры,а уж с папой особенно,а тут вдруг кто то из нас начал очень аккуратно высказывать свое мнение (уже и не помню о чем) и второй понял,что имеет ту же точку зрения и по этим высказываниям очень чувствовалась глубина и сила мысли..
Знаете, разговаривая с ним, складывалось впечатление,что он прочитал чуть не всю рекомендованную библиотеку по психологии и воспитанию детей. Может и читал конечно) к психологам точно ходил. Они вообще иначе "занимаются детьми". В привычном представлении многих родителей заниматься ребенком все чаще означает развивать его всесторонне и воспитывать (тут каждый вкладывает свой смысл). И вот очень много он рассказывал о их первом сыне- Саше. Первый ребенок, ничего не понятно,как и многие они старались изо всех сил вложить в него все хорошее,что знали сами. Он рассказывал как они водили его всюду - в театр ,в зоопарк, на выставку или музей и очень хотели,чтобы жизнь ребенка была наполнена впечатлениями. Покупали ему всевозможные игрушки, придумывали игры и проигрывали их, помогали строить, лепить и рисовать. И были очень увлечены,чтобы их ребенок много всего увидел и узнал. А обернулось эта медалька за родительскую отвагу другой стороной..Оказывается, Саша то и вовсе не хотел ходить в музеи и театры,точнее нет, не так. Он не возражал,но хотели ЗА него его родители, также как и хотели ОНИ чтобы он получил массу впечатлений, ОНи хотели за него,чтобы он лепил и придумывали ЗА него игры и строили замки из лего тоже ОНИ-у папы то ведь руки ловчее. И он говорил о том,что они сами загубили в нем интерес ко всему и сами виноваты в его безинициативности во всем и в лени,потому что форсировали многое в погоне за этим развитием. Ребенок привык что За него придумывали, его вели куда то,ему показывали что-то и инициативу к этому всему проявляли родители,а не ребенок. А Саша,к примеру, хотел просто побегать. Так и надо было просто услышать ребенка и дать ему то,что ему больше всего нужно было в тот момент для естественного развития и детского счастья. Он задавался вопросом "почему все так бояться,что не ходя развивалки и зоопарки дети вырастут глупыми?" и говорил,что лучше пусть ребенок растет НЕдоразвитым (надеюсь все поймут в правильном контексте),чем развитым. Развитым и слишком развитым детям очень быстро станет скучно и лениво в жизни,слишком много будет постигнуто заранее и они просто не успевают сами чего то захотеть- учить английский/считать и читать и стремится к этому-ЗА них хотят этого их мамы и папы. Родители в погоне за своими амбициями и вовлеченные в огромный бизнес-механизм по развитию детей просто не слышат своих детей и часто не верят в то,что без их усилий, САМИ их дети могут захотеть и стремиться и сделать. Очень сложно не сломать это стремление с самого начала,ведь очень сложно не поддерживать годоваса,когда тот вскарабкивается на горку. Очень трудно бывает не подойти и не сделать за ребенка или хотя бы не помочь ему,когда у него что то не получается и он из за этого плачет.. Мы не рожаем вторых и третьих детей,потому что мы хотим,чтобы у нашего единственного было всё - и игрушка в детстве и квартира во взрослой жизни и это грустно-мы сами убираем все сложности и трудности из их жизни,а потом вздыхаем,что они не такие сильные, жизнеспособные и в кого то такие ленивые..
могу только согласиться с тем,что ребенку нельзя навязывать увлечения.вот пошел в музыкалку и чтоб доучился до самого конца-нет,конечно это не дело,если ребенка уже тошнит от сальфеджио.но предлагать надо,пробовать,иначе,как ребенок поймет,что это его?
Юль, да - от темперамента многое зависит. Конечно он апатичен по жизни не из за зоопарка и театра - это просто примеры из той жизни,где хотят за ребенка а не сам ребенок. Я понимаю,что рассказала сумбурно и в своей интерпретации и не все поймут,так как поняла его я)
Ой у меня много вопросов к нему осталось, точнее они появились,когда я уже немного переварила. Я понимаю,то о чем он мне хотел сказать,но Как вести себя ежедневно и ежечасно с ребенком,чтобы получить желаемый результат пока сама не пойму. Про свободное плавание - с ними, по его мнению обязательно нужно играть и проводить время,но вот как то нащупать эту грань между играть с ними/играть вместо них и так во всем,чтобы не получилось жить за них и думать за них... Я точно помню,что у кого то в книге читала об этом
nusya писал(a) 17.10.2013 в 15:49:
вот как то нащупать эту грань между играть с ними/играть вместо них и так во всем,чтобы не получилось жить за них и думать за них...
вот как то нащупать эту грань между играть с ними/играть вместо них и так во всем,чтобы не получилось жить за них и думать за них...
Лен, ну вроде на языке простой ответ "спрашивать ребенка, наблюдать за его реакцией, беседовать, рассуждать, слушать его мнение, предлагать, но не настаивать..."
тут еще от ребенка многое зависит, кто-то с рождения "своевольный", заниматься без своего интереса и желания не будет - с такими детьми в этом плане проще, что "сломать" тяжело, скажет Нибуду! и убежит, если бегать хочет))
если ребенок мягкий, податливый, конечно, нужно его немного поберечь, чтобы действительно амбиции и скорость современной жизни, и стереотипы не мешали вам.
В любом случае, эта беседа у вас совершенно не просто так, очень здорово, что он принес какую-то новую мысль в наше (теперь уже наше, раз на форуме) воспитание.
проверено на многих детях знакомых, которые с года по развивалкам - в школе им вобще не интересно, в первый класс идут без удовольствия, т.к. всему, чему там учат - уже умеют и т.д.
и к слову...когда думаю идти в развивалку с Аней или нет, потратив 300 р на что-то другое...иногда говорю себе "нет" не из-за денег, а из-за того, что я вот без развивалок выросла. Более того - меня никто особо не воспитывал, не занимался, в зоопарки не водил, книжки не читал (все ооооочень умеренно) и вроде все равно не дура. Так что тут и гены важны, и психотип и т.д.
но это была моя инициатива
Ещё он ЗА армию),которая по его мнению из тепличных мальчиков сделает настоящими мужчинами и когда я говорила "Там же гнобят и унижают" то он кивал "Да, гнобят, да унижают,но все равно это школа для мужчины и не один он там будет"
и по поводу трудностей,через которые должны проходить дети,чтобы не вырасти ленивыми.да,через некоторые может и должны,но все же покупка квартиры к таковым не относится ну никак. девочки уже как то писали,что "старт" в виде квартиры и образования например дает возможность сосредоточиться на карьере.
меня вот его отношение к армии удивило-"да,унижают и гнобят".единственное по моему,чему это может научить,так это гнобить и унижать в ответ.
Про армию...ну это много говорит об этом мужчине) я не могу согласиться с человеком, который считает, что пусть его сына унижают, но это делает его МУЖИКОМ!!
А про то, что "готовые" игрушки и игра "за" ребенка не приводят к развитию фантазии и любопытства - это в любой книжке написано, да даже и без книжки понятно)
У меня есть перед глазами пример - парень 12 лет с 5- ти лет 3-4 раза в год отдых за рубежом, планшеты, айподы и прочее, так он совсем ничего не хочет от жизни, а чего ему хотеть, если все есть?? Он сейчас предпочитает остаться дома с бабушкой, нежели на море съездить!! Говорит - надоело! Вот это как вообще???
Кто-то писал, что заставлять в секции ходить не надо, мол, сольфеджио не нравится, а я считаю, что некоторых именно заставлять и надо. Если есть какое-то увлечение - это одно, а если ничего не надо, то может быть заставляя, хоть привычка трудиться появится.
Chandler писал(a) 17.10.2013 в 17:07:
мол, сольфеджио не нравится, а я считаю, что некоторых именно заставлять и надо. Если есть какое-то увлечение - это одно, а если ничего не надо, то может быть заставляя, хоть привычка трудиться появится.
мол, сольфеджио не нравится, а я считаю, что некоторых именно заставлять и надо. Если есть какое-то увлечение - это одно, а если ничего не надо, то может быть заставляя, хоть привычка трудиться появится.
Маш, не могу полностью согласиться. Согласна, что увлечение\хобби в детстве просто обязаны быть. Но сколько этих историй "меня проучили в музыкальной школе, а после этого к пианино я не подходила всю жизнь"... Будущее - за компромиссом: "если ты не хочешь сольфеджио, давай поменяем на другую секцию, какую выбирай". Но если родитель сольфеджио считает увлечением хорошим, а гитару-барабаны-сноуборд - от лукавого, это уже проблемы родителя))
Насчет ребенка, который лучше у бабушки останется, чем с родителями в отпуск поедет - много может быть причин. Если, например, у бабушки деревня, а родители год за годом ездят полежать у отеля - тут не у ребенка проблемы с фантазией)
Я думаю, что здесь скорее именно то присыщение. Просто у родителей порой не совсем верные представления о том, что хочется ребенку. Нам со своей колокольни кажется одно полезным и интересным, а у деток порой другое мнение.
Понятно, что не надо бросать детей развиваться самим и расти, как трава, ясно, что не нужно вынуждать их захлебываться обилием предлагаемых затей.
Мне кажется, каждый родитель должен расставлять свои грани, где "недо", а где "пере", именно для своего ребенка, ориентируясь на его интересы, характер, силы...Тут уж у кого как получится, но все равно никто другой лучше и ближе не знает ребенка, чем те, кто его воспитывает. Многочисленные развивайки (зоопарки, поездки и пр.)- это всё возможности - и это хорошо! Чем и в каком объеме воспользоваться, да так, чтобы не навредить - это другое.
Речь да,правильно и о золотой середине и даже ещё больше о том, что "всему свое время" - о форсировании. Когда ребенок подрастает, родителям очень хочется познакомить его со многими интересностями жизни и развивать развивать и развивать -всячески и всесторонне. Это вообще бич уже нашего времени - раннее развитие, а нужно оно родительским амбициям и базнесменам. Речь не о вреде театра и зоопарка, речь о том,что ребенку это не нужно,скажем,в 2 года. Я себя в его словах очень хорошо прочитала - я не учила сына таблице умножения и не читала Гомера,но я хорошо помню как мы пошли в театр в его 2.3 и выйдя из дома он сказал "мама, хочу на песочницу" - да, мы сходили в театр и ему понравилось. Эти впечатление получены и мы идем за следующими.А в 1.5 года мы ходили в развивалку - а она нужна была? нет, она нужна была мне. Вот о чем он говорил. О том,что в этом возрасте ему хочется бегать по площадке и играть с пацанами в машинки,а мы их развиваем и тащим за впечатлениями и о том,что возможно дети захотят восполнить недостающее детство в более позднем возрасте. По поводу того,что мы делаем за них - на самом деле это все в мелочах и в нашей каждодневной жизни может быть - это даже в том,что мы за них додумываем результат их действия и не даем самим понять последствия"Не наклоняй - просыпешь"(про не суй пальцы в розетку можно не упоминать - риск для жизни это другое) итд Понятное дело,что школьный возраст и кружки это совсем другое.
Игрушки у младших он сейчас сильно ограничивает - их просто мало и сам не подсовывает,пока не начнут интересоваться. Как они интересуются новыми,если не представляют какие они бывают эти новые игрушки - этого я не знаю. Это к слову о
Как ребенок вообразит из коробки слона, если он слона не видел
. Я помню,что у меня было очень мало игрушек, зато была целая туча сценариев игры с ними,а в наше время у многих детей туча игрушек с 1 сценарием и то,тем,которые придумали китайские производители Как может посещение зоопарка навредить интересу ребенка к познанию, я хоть убейте, не пойму
Ань,в 4 года точно не навредит. Но я знаю не одну маму,которая таскала свое дитя в 10 месяцев в зоопарк и тыкала ему в гусей,а в песочнице не разрешала трогать "грязный песок". Как думаешь от чего бы он больше получил удовольствие и пользу в развитии в этом возрасте - от того,что было интересно ему или его маме?Может быть, они его таскали везде с собой, но объяснить, как это интересно, не сумели?
Вряд ли. Я тоже своего везде таскаю и объясняю - и всё ему нравится в большинстве своем. Но ведь не факт что ему это сейчас так нужно и важно.Может я передергиваю - но намеренно делать своего ребенка недоразвитым - это странно, как минимум
Да, это слишком - это типа все читают теремок,а своему я только обложку даю посмотреть? Нет, тут имелось в виду оставить ребенка в покое с развитием - пусть у него останется стремление и тяга к этому развитию, пусть останется хоть что то неизведанным к чему он будет тянуться сам и с удовольствием. Это как про ходунки - мы же говорим о том,что вредно для физического здоровья форсирование двигательных навыков - ходьбы в ходунках,а он о том,что для психолочески здорового интересующего ребенка вредно заранее приоткрывать завесу на то,что ему предстоит узнать. Мне лично намного более приятно самой до чего то дойти и додуматься,нежели просто слизать готовое с блюда,да и че дергаться и напрягаться потом.,если это блюдо постоянно подсовывать будут. Про армию...ну это много говорит об этом мужчине) я не могу согласиться с человеком, который считает, что пусть его сына унижают, но это делает его МУЖИКОМ!!
А что многое,Ань? Ему лет под 40,он щупленький и преданный отец своих детей,который после смены бежит за одним в сад, за другим в кружок..не знаю. Он судит по той армии,которая была у него лет 15-20 назад. Не знаю,что по его мнению должно сделать там мужиками сыновей,но не думаю,что он говорил про гнобление и унижение. Просто дал мне понять,что там не без этого
кстати,видела в какой то передаче историю,как мамочка учила ребенка цифрам с семи месяцев-она развешивала цифры над его кроваткой. вот это форсирование событий)я б даже сказала нездоровый фанатизм)а вот зоопарк в 10 месяцев мне кажется ничего страшного,только если мамочка не прихватила с собой энциклопедию,которую там же читает ребенку.
А вот что касается развивалки-согласна с Юлей!Дома занимаемся во время игры, но мне самой хочется развеяться.Поэтому пока остановились на мягкой школе-ребенку очень нравятся занятия, так как проходят в форме игры и учат не буквам/цифрам/формам/цветам, а как выходить из сложных ситуаций, как общаться с людьми и получать от этого удовольствие и т.д.
И еще вспомнила как мы на отдыхе Илюшке везде с собой таскали, а ему нужно было море, точнее песок и поиграть вечером с малышами во дворе, довольные родители и больше ничего))
Есть смысл в словах этого дяденьки
Просто нужно прислушиваться к желаниям ребенка, а не только к амбициям мамы.Скорее всего смысл в этом.И вот, никому не в обиду, но не вижу я большого смысла в профессионалах из развивалки в столь раннем возрасте.
И еще развивалка развивалке рознь-не во всех есть время на общение детей.
Если что, то я не противник развивалок, у самой руки чешутся поводить, но думаю, а надо ли это ребенку СЕЙЧАС.
Кстати, отлично развивают совместные игры всей семьей и времяпровождение на природе
Кстати, уверена, что у мужчины в семье все хорошо, потому что при четверых детях и любящих родителях, мне кажется, все само собой так получается.
Вот мое мнение. Я опираюсь на свою интуицию, и у меня пока только один ребенок. Я не учила дочь цифрам,но начала показывать картинки с трех меяцев(что-то типа карточек Домана, наполовину купленных,наполовину самодельных).Не заставляла,не тыкала,просто показывала и поясняла,что там есть. Мне было интересно, ей весело.Это уже вред или перебор? Мне хотелось разноообразить наше времяпрепровождение,так почему бы нет. У меня никогда не стояло и не стоит цели вырастить гения,вундеркинда и прочее. Или удовлетворить свои амбиции. Я нахожу что-то новое,предлагаю ребенку, смотрю на его реакцию:нет,так нет,да -отлично!Почему бы не попробовать и не дать ему выбрать между песочницей и еще чем-то?Самое увлекательное в материнстве-открывать мир для ребенка и проживать детство еще раз,и я,может и эгоистично,пользуюсь этим. На мой взгляд, любознательность и интерес в ребенке никогда не иссякнет,если ему постоянно показывать разнообразие окружающего мира. И если моя дочь скажет мне,что она хочет,чтобы я научила ее читать -я научу. Мой муж в три года просил маму научить его чтению. ему сказали - пойдешьв школу,научат.Нечего,мол,выделяться. До сих пор помнит обиду))))) В завершении своего многобуквия: не хочу,чтобы мой пост прозвучал как-то высокомерно или агрессивно, каждая мама выбирает сама, все малыши разные и категоричности вопитание не приемлет.
как понять,что ты форсируешь события в развитии ребенка
не знаю)Опираться на общепризнанные стандарты?Тогда какие они?
я таких стандартов не знаюЗахотел ребенок в песочек. - все идем в песочек, не интересен зоопарк - никто не ходит в зоопарк
Нет,это был пример того,что если делать что то во имя развития ребенка, будь то пресловутый зоопарк или песочница,то при этом слушать ребенка больше чем свои амбицииМы в свои 3 года где только не были и до этого разговора я не парилась)но я не могу хоть немного ему не поверить - много правды было сказано им,много было сказано про все то,что мы тут описали - чуть ли не теми же словами и много совпадений в последствиях,которые он описывал. С детьми его я знакома - они замечательные и с горящими глазами-уверена,что если они чего то не знают,то это впереди у них!
и вообще я уже устала отбиваться от людей,которые подумали о том,что я писала "зоопарк-зло"
Олега,своего сына -Лёниного ровесника они никуда не водили - не то чтобы специально недоразвивают,просто как то не доводилось,а ВО имя его развития они теперь не делают этого
Я, например, никогда не забуду, как в первый раз увидела море...А если бы ездила с раннего детства, то считала бы поездки обыденным событием и вряд ли бы запомнила первый восторг.
Другое дело, что сознательно не водить/не ездить очень сложно.Получается, надо отчасти забить на свои интересы и жить интересами детей
по сути и игрушки мы покупаем по большей части для себя)ребенок ведь может и кастрюлями поиграть)
развлечь своего ребенка-это значит самому вспомнить детство.мне например не хотелось бы лишать свебя такого удовольствия))ну и как не крути ребенку тоже полезно.я не думаю,что зоопарк..нет, зоопарк уже вдоль и поперек обсудили..допустим море может надоесть.меня вывозили на море практически каждый год и каждый год я открывала для себя что то новое и до сих пор открываю,а ведь ездили мы всегда в одно и то же место