Лен, у меня дети заняты и в кружках, и в развивалках. Зачем? Если начинать сначала, Матвей у меня пошел в 9 мес в развивашку. Мне это нужно было, чтобы обрести какую-то почву и основу для самостоятельных занятий с ним. Там мы под руководством педагога учились взаимодействовать, я видела что его интересует, что нет. Все-таки дома довольно сложно создать такую широкую монтессори среду, пока я бы добралась за каштанами, а тут все готово, идеи на поверхности, ребенку нравилось, это научило прежде всего меня принимать свободу и путь развития своего ребенка. До сих пор помню эти первые замечания бабушек с площадки: "мамочка, у вас ребенок в левой руке лопатку держит, перекладывайте, а то вырастет левшой". Или замечания педиатра "он у вас пирамидку не собирает". Просто пирамидка не по нраву пришлась, а в развивашке была возможность предложить пятнадцать разных вариаций и все собрали) но педагога и развивашку я выбирала тщательно. Ходили до двух лет, пока в садик не пошли.
Развивающие занятия по образовательной программе старший получал и получает в садике.
Весь спорт у нас с поправкой на здоровье: нам разрешено плавание и восточные единоборства. И тут я просто внушаю: как хочешь, но плавать мальчишка должен уметь. Как минимум, для того, чтобы в случае непредвиденной ситуации была возможность выплыть самому, как максимум - спасти того, кто рядом и беспомощен. Ну и для здоровья и гармоничного развития мышц.
Ортопед рекомендовал каратэ или йогу. Йога скучна для пятилетнего сорванца, каратэ пошло хорошо. Ходит с удовольствием, но иногда тоже объясняю, что не все проблемы можно решить физкультурой и грамотным приемом. Иногда важнее уметь быстро бегать) если бы девочки у меня росли, разговаривала бы по-другому наверное.
Английский у него для души, меня радуют его результаты, а сын в свою очередь все строит планы, как он переберется в другую страну на зимнее время)
С младшим проще - идет по стопам. Тоже водила его с года в развивашку, ходит в бассейн. Больше пока никуда не пускают, но ооочень хочется ему)